Вспоминая покойного Левона Мелик-Шахназаряна:

«Этническая несовместимость между отдельными народами существует, и истоки ее необходимо искать не в генетике, и не в религии, а в цивилизации». «Мы – разные. Это – необходимый посыл для правильного понимания межэтнических контактов. Данная аксиома не обязательно требует определения «хороший – плохой», достаточно констатации того, что мы разные. У нас сформировавшееся и созревшее в процессе истории разное мировоззрение, разные оценки одних и тех же явлений, разное понимание морали, разнящийся быт, различное отношение к чести, милосердию, морали, правде… У нас разные внутрисемейные отношения, разное отношение к детям, родителям, другим членам семьи…» «Турок потому и турок, что по сей день живет и мыслит категориями кочевника: обмануть, ограбить, украсть, а, если повезет, то и убить. Будь он иным, менее кровожадным и совестливым, он просто не сумел бы выжить. Природа, окружение и климат ареала его кочевого бытия воспитали его таким, каким он появился на Армянском нагорье тысячу лет назад, каким он остается сегодня. Цивилизация консервативна, и требовать от потомственного кочевника-турка впитать в себя ценности оседлого человека — все равно что требовать от шакала пастись на лужайке. Наша этническая философия, наше мировоззрение складывались в иных условиях, наше национальное благосостояние зависело от нашего труда, а не от меча. Меч необходим при защите Родины, в остальное время нашим оружием являлся плуг». «Образ жизни оседлых и кочевых народов не менялся в течение десятков веков. Мы — созидатели, они — потребители. Мы — воины, они — грабители. Наше богатство от земли, у них – набеговое хозяйство, опирающееся на грабеж поселений оседлых народов. Мы — от земли, они — на земле. У нас разная этика, разные ценности. У нас взаимоисключающая цивилизация. Между нами существует пропасть этнической, цивилизационной несовместимости. Это – объективная данность, без учета которой невозможно понять многие из происходящих в мире событий».
Левон Грантович Ме­лик-Шах­на­за­рян
Армянский политолог
Армянский политолог, руководитель аналитического центра «Восканапат»