Гениальный армянский художник Вардгес Суренянц

Вардгес Акопович был не только уникальным художником, но и образованнейшим человеком, владел европейскими и восточными языками, много путешествовал, хорошо знал древнеармянский язык грабар. Это позволило ему в 1889 г. перевести на армянский язык трагедию Шекспира «Ричард III». Оформлял сцены Мариинского театра, Московского Художественного театра, театра Веры Комиссаржевской. Одна из известных работ Суренянца – «Ара Прекрасный и Семирамида». Ара Прекрасный – это легендарный армянский царь, о котором в V веке писал армянский историограф Мовсес Хоренаци в своей книге «История Армении». Наслышанная о необыкновенной красоте Ары Прекрасного, Семирамида (в армянских источниках – Шамирам) возжелала добиться его любви и, овдовев, направила послов в Армению, которые должны были передать армянскому царю о ее желании, чтобы Ара стал царем Ассирии. Однако вернувшиеся послы передали царице унизивший ее отказ армянского царя. Оскорбленная царица решила выступить против армянского царя во главе своей армии. Неожиданно напав на Армению, ассирийская армия смогла прорвать заслоны и углубиться в центр страны. Тогда Семирамида приказала воинам взять Ары живым, но, к ужасу царицы, ее избранник был смертельно ранен в кровопролитном сражении... На картине Суренянц изобразил именно тот момент, когда Семирамида, сидя у изголовья своего возлюбленного, погрузилась в тяжелые мысли, полные отчаяния и смятения... Остановившееся, бесконечно длящееся в паузе мгновение, запечатлило весь драматизм переживаний. Глубоко патриотично решена большая работа «Мкртич Хримян», где использован натурный, даже несколько жестковатый реализм. Известно, что Мкртич I горячо отстаивал права и интересы армянского народа. Он основывал школы, музеи, журналы, сделал много для поднятия народного образования. Его энергия и безграничная доброта создали ему редкую популярность среди народа, давшего ему прозвище Айрик («Отец»). Имея русскую ориентацию и связывая безопасность и суверенность армянского народа с поддержкой России, Мкртич I прибыл в 1895 году в столицу Российской Империи Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с 27-летним Государем Императором Всероссийским Николаем II Александровичем. В 1895–1896 годы во время массовых погромов армянского населения, организованных турецким правительством, Католикос неоднократно обращался к русским чиновникам, собирал пожертвования и материально помогал западно-армянским беженцам, перебравшимся в Восточную Армению. Однако в 1903 году Мкртич I предпринял активную борьбу против Указа Государя Императора Николая II Александровича о конфискации армянского церковного и школьного имущества, запретив армянским церковным епархиям подчиняться данному Указу. Суренянц психологически тонко запечатлел образ католикоса, который, не пожелав подчиниться воле Государя, бросил письмо на ковер. Лицо его одновременно выражает опустошенность и бескомпромиссность в отношении к создавшейся ситуации. Художник также был одним из создателей армянской церкви в Ялте, в 1909 году бакинский нефтепромышленник Погос Тер-Гукасян пригласил Вардгеса Суренянца построить и расписать церковь, спроектированную армянским архитектором Габриэлем Тер-Микеляном. За основу этой церкви была взята церковь Св.Рипсиме в Эчмиадзине, исполненная в стиле ранне-христианских армянских храмов. Однако Суренянцу внес в ее облик много свежего с применением стилистики модерна во внешнем облике и во внутренней отделке. Работа по строительству и украшению церкви шла долго, к сожалению, художнику не удалось завершить росписи храма. В 1918 году управляющий строительными делами, спасаясь от большевистского террора, бежал за границу, оставив на произвол судьбы как саму церковь, так и ее мастеров. Вардгес Суренянц добровольно берет на себя труд не только по охране своего детища, но и бесплатно продолжает работать по внутреннему украшению церкви. Умер Вардгес Суренянц в апреле 1921 года, упал с лесов из под купола церкви, потеряв сознание в голодном обмороке. Он умер в церкви под индигово-золотым куполом, осененный крыльями архангелов, под отеческими взглядами четырех евангелистов. Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль. В армянской живописи он практически стал основоположником исторического жанра. В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее. 5zwPwMJwLOc 9m7aBGxhG-w 63Ke-Zi6rZg bW1QJnI2wFs dJw4Q0NXLEI edmncwPd0e0 gnPiNnlIq9I gz2KzienJ6c j4Xzuym1O9w -kioVfuZuUA LBB5SWsauz8 LsPo22IQGFc lVbgDxG6lE4 lZ-i-TdStPM mPYHfEjfL9s ncS0EsEhouQ NzaWwEx2Wn0 OTZdBFsiko0 PIB2UGQZojc PoXcM8S7flk PYh_kiUD3A4 QnvSv4eYCxw QPLAnKEidTw qYOpau3rw8E U4LF2gqnsmM yfvfQHFba_8 yUH_X-snS3Q