Национальные Праздники Армении

Все христианские церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, то есть большинство праздников имеют определенную дату, которая не зависит от дня недели, на который выпадает это число. Армянская церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла армянской церкви является Пасха. Несмотря на то, что Армения - христианская страна, в народе сохранились некоторые обычаи с языческих времен, такие как благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников. Новый год Отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. Традиционно Новый год в Армении встречают с Дедом Морозом и Снегурочкой, звучат мелодии современных и народных армянских песен. На праздничном столе новогодние блюда национальной кухни, сладости, изумрудное армянское вино и коньяк. И, конечно, нельзя представить себе армянский стол без тамады и тостов. Традиция отмечать Новый год 1 января закрепилась в армянском календаре не так давно. В западной части, на территории Киликии, в некоторых армянских колониях зарубежных стран XIX века Новый год отмечался 1 января. Однако к началу XX века в некоторых восточных районах Армении параллельно с Новым годом с большим воодушевлением и теплотой отмечали армянский Новый год - Навасард, а 1 января ограничивались лишь поздравлениями. Впоследствии среди армянского народа стал утверждаться Новый год 1 января. Рождество Христово До V века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская церковь осталась верна старому порядку, и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также день Крещения Христа. Накануне праздника Святого Рождества, вечером, служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром, служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. День покровителя влюбленных святого Саркиса Праздник покровителя молодых влюбленных Святого Саркиса в Армении официально отмечают 3 февраля с 2007 года. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая невеста или жених будет им предназначена/предназначен. Трендез Праздник Трендез совпадает с православным праздником Стретение Господне - 14 февраля. Этот праздник напоминает праздник Влюбленных, так как главные его участники - влюбленные и молодожены. А в остальном он похож на русский Масленицу. Истоки этого праздника - в древнем ритуале язычников-огнепоклонников. Сначала оно называлось Дрендез, что в переводе с армянского означает «сноп сена перед вашим домом», то есть пожелание благополучия дому, плодородия земли. После принятия христианства название претерпело изменения, праздник стал называться Трендез, от слова «тре» - хозяин, творец. С тех пор его главные участники - юноши и девушки или молодые, что собираются пожениться в текущем году. Главный символ действа - костер, через который прыгают молодые пары. Главное - не расцепить рук, тогда союз будет крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни. Вслед за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, которые надеются обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносящего огня. Пепел от сгоревшего праздничного костра рассыпают по полям, чтобы уродился новый урожай. День армянского языка 21 февраля в Армении отмечают день родного языка. Армянский язык - язык, входящий в фригийско-армянскую подгруппу греко-фригийско-армянской группы палеобалканськой ветви индоевропейской семьи языков. Среди них является одним из древнеписьменних. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцом в 405 - 406 годах. Общее число говорящих по-армянски по всему миру - около 15000000 человек.   День сатиры и юмора С 2006 года 1 апреля в Армении официально отмечают День сатиры и юмора. Причиной такой своеобразной традиции в мире стала сама природа. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами. Армяне всегда славились своим юмором. Достаточно вспомнить знаменитое армянское радио. Имена армянских комедийных актеров и клоунов навсегда вошли в историю сатиры: Мгер Мкртчян, Леонид Енгибаров, фокусник Акопян. А ленинаканський и карабахский юмор - это тоже своеобразное историческое явление. День материнства, красоты и любви 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы. Издавна отмечается этот праздник в Армении и армянской диаспоре как День Женщины, Матери, красоты и весны. В современной Армении это национальный, но не официальный праздник. В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым, подругам. Затик (Пасха) Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней после окончания Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали по иудейскому лунному календарю 14 нисана; в Риме Пасху праздновали в первое воскресенье после первого новолуния по весеннему равноденствию. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то есть подвижным праздником и дата ее празднования с годами может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, который постановил, что Пасху «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия». Армянское слово «затик» (Пасха), образовалось, по-видимому, от «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» И отвечают: «Воистину воскрес!» Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» И слышат в ответ: «Благословенно Воскресение Христово!». День памяти жертв геноцида в Армении Отмечается 24 апреля. В 2015 исполнился 100-летие с того дня, когда Османская Турция начала массовые уничтожения армян, которые длились несколько лет. Следуя идее регрессивного пантюркизма и панисламизма, турецкие власти стремились не только сохранить Османскую империю и насильно уничтожить или ассимилировать армянское население, но и создать всетуранську империю, в которую войдут все мусульмане. В 1894-1896гг. в Турции было организовано уничтожение более чем 300.000 армян. В 1909. в Адане и его окрестностях были убиты 30.000 армян. 24 апреля 1915г. была арестована первая группа армянской интеллигенции. Далее были многочисленные аресты. За короткий период число арестованных достигло около 800 человек, в числе которых были писатели, ученые, искусствоведы, педагоги, актеры, врачи, священники, общественные деятели, а также армянские депутаты турецкого меджлиса (парламента). Всех их погнали в Анатолию и зверски убили. 24 апреля стало днем памяти невинных жертв и каждый год отмечается и в Армении, и в диаспоре. Ежегодно 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида. Вардавар (Преображение) В 2008 году этот праздник отмечается 29 июня. На ряду с армянскими традиционными праздниками, Вардавар - это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи. Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одеяния стали белее снега. Однако этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель, первый Католикос Армении назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - первое число месяца Навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купала или Ильи Пророка. По одной версии, само название праздника Вардавар (или Вардаматн) восходит своими корнями к слову «Вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагном. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее любимый ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она ранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви. Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношениям, далеком паломничеству, веселью. Как и другие традиционные праздники, Вардавар также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным запасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов. В другом из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «Вард (Вард)» - «вода» и «вар» - «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас из древней легенды, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему воды отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, невзирая при этом ни на возраст, ни на пол, ни на общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, так как считается, что в этот день вода имеет целебную силу. После принятия христианства сохранились многие обычаи празднования: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д. Но христианская церковь дала им иное толкование, связав с большим потопом, Ноевым голубем и другими эпизодами библейской истории. Впоследствии, в VI веке, по католикоса Мовсеса II (574-604), поскольку в дни августа отмечалось Успение Богоматери, праздник нового Преображения был включен в пасхальный цикл и переместился на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Так этот праздник стал переходящим и дата его празднования приходится на период от 28 июня до 1 августа. Так же, как и много веков назад, Вардавар и сегодня отмечается с большим шумом и весельем, будучи единственным в своем роде праздником, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, поскольку в этот день принято также посещать своих родителей и родственников. Навасард Отмечается 11 августа. Навасард - второй Новый год, который отмечался в древних армян. Название праздника происходит от иранских слов «неф» - новый и «сард» - год. По преданию, Айк Ахехнавор (Айк Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущего армянского государства. Это произошло 11 августа 2492 до н.э. е. (по традиционному армянскому летоисчислению). Этот день и стал началом нового года для армян. Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Аратзан, на склоне горы Нпат. В торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа. Праздники продолжались несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, по религиозным убеждениям. На этих праздниках даже еда была умеренной. Через различные климатические условия Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Наши предки на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок - «В новогодний день нельзя брать в долг хлеб» - является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками. Праздник отмечается и в наши дни и проходит оно в языческом храме Гарни. Успения Пресвятой Богородицы Праздник отмечается 28 августа. Успения Богородицы - один из главных праздников Армянской церкви. Этот день, посвящен уходу из жизни Богородицы, отмечается начиная с V века. После литургии в день Успения Богородицы в армянских церквях совершается обряд освящения  винограда, который отнюдь не совмещен с праздником. Освящение связано лишь с тем, что виноград созревает в данную пору. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его освящение сочеталось с праздником Преображения Господня. По традиции первый урожай всегда приносился в храм. Она имеет давние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей. Праздник урожая Во второе воскресенье октября в армянских селах празднуют день урожая. Накрываются столы, демонстрируя весь достаток, который может подарить земля: корзины с овощами и фруктами, всевозможные мясные и даже рыбные деликатесы, напитки, молоко и хлеб, сладости. Всенародный праздник вина Отмечается 7 ноября. «Изысканные армянские вина содержат в себе все то, что можно почувствовать, но нельзя выразить словами…» - сказал Шарль Азнавур.