«Тараз» как уникальное явление армянской народной культуры

Общая характеристика Национальная одежда - своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Она издавна отражала этническую и религиозную принадлежность. Кавказ - горный по преимуществу регион - объединяет самые разные климатические зоны. Исключительно пестрым предстает Кавказ и в этнографическом отношении. Здесь проживает свыше пятидесяти народов и народностей. Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта и природы сформировалась мужская одежда так называемого общекавказского типа. Каждый мужчина на Кавказе - это воин-всадник, он же землепашец или пастух. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу - почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и кровожадных мусульманских завоевателей, национальная одежда модифицировалась и трансформировалась, но основа до сих пор неизменна. Оружие и национальный костюм Оружие в армянском национальном костюме существует с древнейших времен, имеет глубокие традиции, а его существование было связано в том числе и с особой организацией воинства в армянском государстве. Как известно, в армянском языке слова "человек", "мужчина" (мард) и слово "воин" (мартик) имеют один корень. Каждый мужчина считался и являлся воином и в любой момент мог быть призван на воинскую службу. Мужчины, имеющие право на ношение оружия, должны были всегда иметь его при себе и по определенному сигналу прибыть на заранее отмеченное место сбора. В дальнейшем в некоторых регионах Армении ввиду осознанной и целенаправленной политики захватчиков оружие начало вытесняться из национального костюма армян. В то же время во многих регионах Армении, сохранивших армянскую государственность, оружие оставалось именно как часть повседневного армянского национального костюма. Армянин - воин на этом рисунке изображен по описанию Ксенофонта в «Анабасисе». Как уже говорилось выше, сохранение менталитета "мужчин-воинов", выраженное в том числе в ношении холодного оружия, обеспечивало победы и сохранение государственности. Мужской костюм Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основными элементами армянского мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Мужчины одевали сшитую из шелка или хлопка цветную рубашку "шапик" с низким воротом и боковой застежкой. Рубаха имела вышивку по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы. Поверх нательной рубашки армяне надевали хлопчатобумажный или шелковый “архалух” – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающуюся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх “архалух” надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черкески), с откидными, свисающими с плеч рукавами, присборенную в талии и подпоясанную узким матерчатым, чаще кожаным, а позднее наборным серебряным поясом с высокой пряжкой. Эти массивные дорогие пояса обычно предпочитали ремесленники, по их словам, пояс был своего рода "капиталом на погребение". Без верхней черкески считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Одевали также широкие шаровары - "шалвар" - из темной шерсти или хлопка, обычно синего цвета, с широким подрубным швом на талии, в который продевалась опояска “хонджан” - тканая узорчатая и довольно плотная тесьма шириной примерно в 2 см с кистями на концах, застегивавшаяся спереди. Сельские жители обычно носили шалвары с обмотками, из под которых был виден узор вязаных шерстяных носков. Армяне западных областей вместо архалуха носили особый жилет – “елак”, из под которого была видна расшитая спереди и на рукавах рубашка, ворот которой застегивался с левой стороны. На “елак” надевали “бачкон” - короткую, до пояса, куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз. Зимой мужчины обычно надевали широкие шубы из дубленой овчины без пояса. В западноармянских областях были больше распространены короткие безрукавки из козьего меха – “казахик”. Мужчины носили шапки разных фасонов : восточные армяне - меховые, западные - вязаные и тканые. Лорийцы предпочитали широкие, низкие и пышные “папахи”, зангезурцы - папахи повыше, поуже и менее мохнатые. В городах носили высокие, похожие на цилиндр шапки, нередко из дорогого бухарского каракуля. Разнообразием отличалась у армян и обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные лапти "трех", изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их "шнуровали" на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы - "гулба". В городах мужчины носили сапоги на толстой подошве и на каблуках, но тоже с острыми и загнутыми вверх носками. В западных областях на вязаные узорчатые носки надевали туфли на невысоком каблуке, с язычками и с острыми и загнутыми вверх носками. Такие туфли назывались "солер". Мужские туфли шились из красной или черной кожи и имели ушки на задниках и подошву, подбитую гвоздями с выпуклыми головками. Западноармянские крестьяне обычно носили "ршектер" - самодельные туфли на войлочной подошве со связанным из шерсти верхом. Женский костюм Женская традиционная одежда восточных и западных армян была более однородна. Это были платья (распашные и нераспашные), кофтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность армянской женской национальной одежды отражалась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения - золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль в художественном строе национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения.  Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками. Каринцы очень любили янтарь, жемчуг. А вот васпураканские армяне предпочитали бирюзу и кораллы. Национальный костюм восточных армянок состоял из длинной рубахи – “ халав” (у восточных армян она была красной - красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия, у западных - белой) с косыми клиньями по бокам, с широкими и прямыми рукавами с ластовицами, с круглым вырезом горловины, с расшитым продольным разрезом на груди, под которую надевали длинные штаны "похан" , нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани. Поверх восточные армянки надевали плечевую одежду, длинное платье типа “архалуха”, сшитый из ситца, сатина или шелка, обычно синего, зеленого или фиолетового цвета, с изящным длинным вырезом на груди, застегивающийся только на талии. Ниже бедер архалух имел боковые разрезы, так что получалось три полы - широкая сзади и две узкие, распашные спереди. По торжественным случаям поверх архалуха армянки надевали платье “минтана” того же покроя, как архалух, но без боковых разрезов.  Как у архалуха, так и у платья края рукавов (с разрезом от локтя до кисти) были обшиты тонким шнуром. Рукава застегивались к прорезям на серебряные пуговицы в виде шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия) или серебряные трубочки, нанизанные на нитку и свисающие в виде треугольников. Талию повязывали серебряным поясом или длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях : рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Западные армянки поверх нательной одежды носили “антари”, “зпун” - сшитое из шелка или хлопка платье с боковыми разрезами ниже бедер. По торжественным случаям, а также в холодное время года, поверх него надевали другое платье, но уже без боковых разрезов, причем из-под его рукавов должны были виднеться края расширенных книзу рукавов антари. Эта верхняя одежда западных армянок имела несколько названий: "джуппа", "хрха", "хатифа", "путали". Все эти разновидности платьев почти не отличались по покрою, но шились из разных тканей. Так, будничная “джуппа” обычно была из темно-синего сукна, праздничная "хрха" - из бордового или фиолетового бархата, "хатифа" - из бордового или синего шелка, праздничная одежда "путали" шилась из цветной шерстяной ткани в полоску. В комплекс праздничного женского костюма входило большое покрывало, которое армянка надевала, выходя на улицу. Оно было четырехугольным, ткалось из тонкой белой шерстяной пряжи и украшалось вышивкой. Пожилые женщины надевали покрывала синего цвета. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый плетеной тесьмой передник "гогноц" с узким вязаным или тканым пояском. На пояске обычно вышивали слова : "На доброе здоровье" или "На радость" такой-то. Особенно красивы были передники, входившие в свадебный наряд невесты. Их шили из хлопчатобумажных тканей или из дорогого бархата, сукна, расшитого золотыми нитками или сотканного тонкой ковровой техникой. В прошлом в Армении родители, выдавая дочь замуж, в приданое обязательно давали несколько таразов (костюмов), причем они должны были быть дорогие и изысканные.     Все это заказывалось у мастеров. А они были просто профессионалами, которые над каждым украшением, поясомили платьем просто “колдовали”. Особенной техникой работы отличались каринские мастера. К таразам каринских мастеров прилагалось много разных украшений из золота, серебра. Они употребляли также янтарь, жемчужины и другие драгоценные камни. Одежда, которую они шили, была просто изысканной. Вышивка на ней была очень богатой. При работе в основном использовались золотые нитки. Золотыми нитками, кстати, иногда вышивали и мужчины, потому что это был достаточно сложный процесс. А налобные украшения обшивали тонкими и изысканными кружевами. Западная армянка любила много украшений : на шее - ожерелье, на груди - несколько рядов цепочек с разнообразными, большей частью треугольной формы, подвесками, на руках - браслеты из серебра или несколько ниток бус, кольца, на ногах - браслеты с подвесками. Косметикой женщины в Армении почти не пользовались, за исключением черной краски для ресниц, которую хранили в специальных чехольчиках ручной работы. В холодное время года женщины из богатых семей надевали бархатную шубку до колен “курк” - отороченные куньим или лисьим мехом, часто из красного бархата, со сборками на талии и высокой застежкой. Кстати, одежда, украшения женщин и девушек отличались. У последних они были поскромнее. Гардероб же замужних дам был намного богаче. Им ведь в приданое давали самые изысканные таразы со всеми атрибутами. Особенно тщательно женщины и девушки выбирали головные уборы. У женщин особой популярностью пользовались васпураканские платки. Они были достаточно интересные и украшались обязательно бирюзой, кораллами и драгоценными камнями. Более сложным был головной убор, особенно у восточных армянок. Замужним женщинам надевали на голову своеобразную "башенку" высотой от 8 до 15 - 18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта "башенка" имела различные названия : "палти", "пали", "баспинд". Она прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже растительным орнаментом. Под "башенку" на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики “шах”, иногда вместе с кораллами, из-под которых слегка виднелись локоны. "Башенку" повязывали несколькими белыми платками. Одновременно эти платки обхватывали и шею. Нижнюю часть лица до ноздрей, туго повязывали сначала белым, а затем и цветным, как правило, красным или зеленым, платком, а иногда был и третий. Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Снимать головной убор старались тогда, когда в доме не было мужчин, а простоволосой нельзя было попадаться и на глаза свекрови. Западные армянки носили разные головные ободки - “котик”, “вард” - с украшениями, поверх которых набрасывали накидку. “Котик” был деревянный, довольно высокий, спереди его обшивали бархатом, расшитым жемчугом. Затем к обшитой части котика пришивали тонкие серебряные пластинки - амулеты. Украшенная таким образом передняя часть котика называлась "махча" или "кнар". Вард делали из нескольких проклеенных слоев бумажной ткани, обернутых бархатом. Спереди на нем с помощью искусной вышивки и тончайших кружев был изображен райский сад с цветами и птицами, а по бокам прикрепляли по большой пуговице -“котош”.   Источник: http://www.melina-design.com/